Ричард Дэвидсон – специалист по эмоциональной нейронауке и один из тех людей, которым мы обязаны открытием феномена нейропластичности.
В этом интервью он рассказывает о своей новой книге “Эмоциональная жизнь вашего мозга” (в русском переводе “Как эмоции управляют мозгом”, о ней немного упоминалось в статье Шэрон Бегли), о том, как наши эмоциональные стили влияют на нашу жизнь и о том, как это можно изменить при помощи медитации.
В этом интервью он рассказывает о своей новой книге “Эмоциональная жизнь вашего мозга” (в русском переводе “Как эмоции управляют мозгом”, о ней немного упоминалось в статье Шэрон Бегли), о том, как наши эмоциональные стили влияют на нашу жизнь и о том, как это можно изменить при помощи медитации.
Вы не могли бы кратко сформулировать, чем вы в данный момент занимаетесь?
Первое наблюдение было таким: отличительной чертой всех человеческих эмоций является то, насколько по-разному каждый человек реагирует на жизненные неурядицы. Каждый из нас обладает совершенно уникальной эмоциональной структурой, и эта индивидуальность отвечает за то, что кто-то из нас легко расстраивается, а кто-то обладает большой эмоциональной гибкостью, кто-то чувствует себя великолепно, несмотря на объективные несчастья, а кто-то быстро впадает в отчаяние в ответ на малейшую неприятность.
Второе наблюдение было связано с тем, что мне очень повезло – в самом начале моей карьеры мне посчастливилось работать с несколькими выдающимися людьми. Они были выдающимися не потому, что обладали какими-то академическими степенями или достигли больших профессиональных успехов, а потому что их отличал совершенно особый эмоциональный стиль, особая манера держать себя. Это были чрезвычайно добрые и щедрые люди. Они были очень внимательны, и когда я находился в их присутствии, я чувствовал себя так, словно все их внимание целиком и полностью было сфокусировано на мне.
Мне хотелось проводить с этими людьми как можно больше времени. И я выяснил, что у всех этих людей была одна общая черта – они регулярно медитировали. Тогда я стал спрашивать их, всегда ли они были такими, и они заверили меня, что нет – эти черты их характера развились у них в результате медитативной практики.
Лишь много лет спустя я столкнулся с феноменом нейропластичности и понял, что именно механизмы нейропластичности могут объяснить, каким образом формируется наш эмоциональный стиль и каким образом он может быть изменен. Хотя у большинства взрослых эмоциональный стиль довольно стабилен, он может быть изменен при помощи систематических психических упражнений. Трансформируя свой ум мы можем изменить свой мозг совершенно явным, конкретным образом.
И именно эмоциональная сфера является наиболее важной с точки зрения этих изменений. Потому что именно наши эмоциональные стили играют невероятно важную, определяющую роль, когда речь идет о том, кто окажется более уязвим для психопатологии, а кто – нет. Эмоциональные стили также оказывают критической влияние на наше физическое здоровье. Наше психическое и физическое благополучие неразрывно связаны.
О чем ваша новая книга?
В своей книге я описываю шесть эмоциональных стилей, которые я выявил на основании нейронаучные исследований. Эти шесть стилей таковы:
1. Гибкость: Насколько быстро или медленно вы восстанавливаетесь после несчастий?
2. Мироощущение: Насколько долго вы испытываете положительные эмоции после какого-либо радостного события?
3. Социальная интуиция: Насколько точно вы способны определять невербальные социальные сигналы от других людей?
4. Контекст: Соотносите ли вы своими эмоции с окружающим вас контекстом?
5. Само-осознавание: Насколько хорошо вы осознаете свои собственные телесные сигналы, из которых состоит каждая эмоция?
6. Внимание: Насколько сфокусировано или рассеяно ваше внимание?
И я не то чтобы сел в один прекрасный день и решил прикинуть, какое количество эмоциональных стилей существует и какие стили имеют смысл для людей. Каждый из этих стилей проявился как самостоятельный в результате значительного количества исследований, которые мои коллеги и я проводили на протяжении последних 30 лет, используя строгие нейронаучные методики.
Эти стили не кажутся очевидными и не могут быть явно соотнесены с хорошо известными типологиями – например, с делением на экстравертов и интровертов. Но как я объясняют в моей книге, эти стили могут объяснить составляющие часто встречающихся психологических типов.
И тот факт, что эти стили по сути определены нашими нейронными системами, дает нам важные ключи для понимания того, каким образом каждый из этих стилей влияет на наше эмоциональное поведение и как эти стили воздействуют на подчиненные системы физического тела, которые важны для нашего физического здоровья.
В какой степени эмоциональный стиль человека осознается им?
Очень многие аспекты эмоционального стиля бессознательны. Они составляют наши эмоциональные привычки, большинство из которых развивается в отсутствии осознанности. Например, большинство из нас совершенно не отдают себе отчет в том, как долго после какого-то тяжелого события мы продолжаем испытывать негативные эмоции.
Стиль само-осознавания подчеркивает тот факт, что очень многие наши телесные процессы, которые участвуют в формировании эмоции, просто не осознаются нами. Я хотел, чтобы люди начали осознавать те привычки их ума, которые раньше не были сознательными, и это одна из причин, по которой я написал эту книгу
Мое страстное желание состоит в том, чтобы описывая природу эмоциональных стилей и того, как они связаны со структурой и деятельностью мозга, помочь другим начать узнавать их эмоциональные стили и шаблоны – а эта осознанность всегда является первым и часто самым важным шагом на пути перемен.
Поэтому если вы хотите изменить какие-то аспекты вашего эмоционального стиля, сначала вам нужно определить, какие компоненты вашего ума станут ключевыми для этих изменений.
В своей книге я предлагаю простые тесты-опросники для определения выраженности у вас каждого из шести эмоциональных стилей – чтобы вы могли сориентироваться, какие из них выражены у вас больше или меньше. И я также предлагаю простые стратегии по изменению ваших эмоциональных стилей – если вы друг захотите это сделать. Эти стратегии произошли от древних медитативных практик и основаны на современных научных исследованиях. И вместе они составляют то, что я назвал “нейронально-инспирированной поведенческими интервенциями”.
Данные интервенции родились из некоторого понимания мозга, и в них используются простые психические или поведенческие техники, которые могут помочь вам трансформировать ваш ум и, как следствие, изменить ваш мозг. В книге я также показываю, что мы все можем взять на себя гораздо больше ответственности за наш собственный мозг и намеренно сформировать его более позитивным образом.
По моему опыту тема медитации все еще вызывает много скептицизма среди ученых и тех, кто считает себя атеистами. Вы не могли бы описать, что вы имеете в виду под “медитацией”, а также рассказать, почему вы считаете эту практику столь значимой для понимания человеческого мозга?
Одно из определений слова “медитация” на санскрите – “ознакомление”. И если помнить об этом, то семейство психических практик, из которых состоит медитация, может рассматриваться как набор стратегий для ознакомления человека с его собственным умом. В этом смысле медитация может помочь нам очистить внутреннее восприятие таким образом, который позволит нам видеть наш собственный ум с большей ясностью.
Для тех, кто изучает разум человека, эта практика может стать чрезвычайно информативной и предоставить внутренний феноменологический взгляд на наш ум, который отличается от объективного взгляда научных подходов. Кроме того, медитация отсылает нас к психическим практикам развития внимания и эмоциональной регуляции. Например, некоторые практики включают в себя фокусировку внимания на дыхании и возвращении внимания к дыханию каждый раз, когда человек понимает, что он отвлекся и его ум блуждает. Благодаря этому со временем вы можете развить у себя выборочное внимание.
Термин “медитация внимательности” относится к такому типу медитации, при котором практикующие учатся намеренно и без суждений направлять свое внимание. И здесь “без суждений” очень важная часть процесса – потому что обучение тому, чтобы не судить, постепенно меняет наши эмоциональные ответы на стимулы: мы учимся просто наблюдать за активностью нашего ума и за тем, как он реагирует на стимулы, которые могут вызывать негативные или позитивные эмоции, и при этом эти эмоции не поглощают нас.
Это не значит, что интенсивность наших эмоций уменьшается. Это лишь значит, что наши эмоции не повторяются в ответ на определенные стимулы, у нас появляется выбор. Если мы сталкиваемся с неприятной ситуацией, мы можем по-прежнему испытать кратковременный всплеск негативных эмоций, но они быстро сходят на нет и не мучают нас после того, как это событие давно осталось в прошлом.
Научные исследования установили, что определенные формы медитации действительно оказывают подобный эффект, и они подчеркивают их важность для понимания человеческого разума. Оказалось, что ум более “пластичен”, чем мы предполагали в своих научных исследованиях.
И под “пластичностью” мы имеем в виду способность к трансформации. Эти открытия показывают, что многие качества, которые мы считали относительно неизменными – например, уровень счастья и благополучия определенного человека – уместнее рассматривать как следствия развития определенных психических навыков, которые могут быть развиты при помощи тренировки.
Перевод ©Анастася Гостева