Поликлиника в ухе

В. МЕРКУЛОВ
По материалам иностранной печати
ГОВОРЮ И СЛЫШУ...
Человеческий слух капризен. Он значительно капризнее, чем многие думают. Сложившийся "сидячий" порядок в жизни - дома и на работе, насыщенная жирами еда, употребление спиртных напитков, курение, способствуя опасному увеличению холестерина в крови, не щадят кровообращение, в том числе и в области, прилегающей к уху, что влечет за собой развитие тугоухости. Болезни, да и просто возрастные изменения в организме ухудшают слух. Причем правое ухо страдает больше левого. Ухудшение слуха провоцируют развивающиеся сердечно-сосудистые недомогания, диабет. Врачебная статистика утверждает: потери слуха более свойственны людям, имеющим первую группу крови. У молодых людей, отличающихся избыточным весом, в возрасте старше 25 лет риск тугоухости увеличивается вдвое. У женщин независимо от группы крови ухудшение слуха встречается в 2-3 раза чаще, чем у мужчин. Не правда ли, не слишком оптимистичная перспектива?


Диапазон звуков, слышимых ухом как мужчин, так и женщин в цветущем возрасте, простирается от 16 до 18 000-20 000 Гц (колебаний в секунду). Чтобы слышать и понимать речь, уху требуется поддиапазон от 60 до 6000 Гц. Однако речевой аппарат способен произносить звуки в еще более узких пределах: у мужчин - в границах частот от 80 до 150 Гц, у женщин - от 120 до 400.

Расширенный речевой диапазон (от 60 до 6000 Гц) необходим потому, что речь представляет собой сложные (непериодические и нелинейные) сигналы, которые помимо основных тонов содержат еще много кратных им по частоте гармоник. Да и не всегда человек только разговаривает и слышит разговоры - он еще и поет, слушает музыку, голоса природы, наконец. Верхние звуковые пределы оперных голосов составляют примерно: 125-575 Гц - тенор, 260-1400 Гц - колоратурное сопрано. Для того чтобы в полной мере ощутить все разнообразие звуков оркестровых инструментов, а также их окраску, от уха требуется воспринять полосу частот, превышающую 6000 Гц - верхний предел названного речевого поддиапазона.

В возрасте близком к 40-50 годам у большинства людей частотный диапазон слуха сужен до 7000-8000 Гц. Специалисты по охране труда и психологи считают его достаточным для выполнения множества обязанностей на работе и дома. Вроде бы больше и не надо. Однако ученые-аудиологи не согласны с этим. Они предполагают, что частотные ограничения аппарата слуха ослабляют жизненный тонус, понижают интерес к окружающему миру. Если вы слышите в ночной тишине тиканье ходиков или будильника, это еще не означает, что ваш слух хорош. Хорошо, когда ночью слышно тиканье ручных механических часов с расстояния 6 м. Ориентировочно можно считать, что это нижний предел слышимости, для большинства людей недосягаемый.

Статистика США и европейских стран свидетельствует о том, что примерно 16% ведущих здоровый образ жизни людей сохраняют хороший слух в возрасте до 60 лет, а 12% - до 70.

"МУЗЫКА ЛЕЧИТ ДУШУ"

Слова "музыка лечит душу" можно было прочитать на корпусах музыкальных инструментов, сделанных средневековыми итальянскими мастерами. Великие мыслители, ученые и поэты древности - от Гомера до Авиценны - оставили нам свидетельства того, какую важную роль играла музыка в жизни народов того времени, и ее лечебного воздействия.

В XIX веке в Европе после того, как знаменитый французский врач-психиатр Ж. Д. Эскироль (1772-1840) провел опыты по применению музыкальной терапии для лечения душевнобольных, она, то есть музыкальная терапия, получила довольно широкое распространение в клиниках. Благодаря трудам знаменитых физиологов, неврологов и психиатров И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерева музыкальная терапия нашла применение и в России.

Интерес к лечению музыкой возобновился после Второй мировой войны. Так, в 1950 году в США была организована Национальная ассоциация музыкальной терапии (МТ), в 1975 году появился Центр МТ в Лондоне, в 1985 году в Германии при университете Виттен-Хердекс (земля Рейн-Вестфалия) заработал институт МТ. В Москве в 1997 году открылась Международная академия интегративной музыкотерапии. В настоящее время во многих развитых странах по направлению МТ готовят специалистов учебные заведения, издаются журналы, проводятся внутренние и международные конференции.

ОТЕЦ СОВРЕМЕННОЙ ЗВУКОВОЙ ТЕРАПИИ

В начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А. Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Он предположил, а в последующем и доказал, что мозг человека, у которого орган слуха "глух" на частотах выше 7-8 кГц или имеющий выраженные недомогания (например, потерю чувствительности и др.), склонен к некоторой потере взаимодействия с внешним миром, деградации и, следовательно, к потерям энергетики. Говоря по-другому, мозг не может компенсировать уменьшение информативности поступающих через ухо сигналов, а посему сокращает объем выполняемых операций, косвенно оказывающих воздействие и на самочувствие, и на другие внутренние органы тела. Было заявлено еще, что "недомогающее" ухо оказывает неблагоприятное влияние на сознание и подсознание.

На основе проведенных исследований Томатис пришел также к заключению, что голосовой и слуховой аппараты неразрывно связаны между собой. С годами у людей голос тускнеет и теряет чистоту потому, что ухудшается способность слышать и воспроизводить высокие частоты; у пожилых мужчин и женщин с нарушениями слуха голос становится дребезжащим.

В 1960-х - 1970-х годах Томатису удалось выяснить, что внутреннее ухо взрослого человека сохраняет способность к регенерации, а слуховые центры полушарий головного мозга проявляют пластичность, означающую готовность к налаживанию утраченной функции, то есть к восстановлению стимулирования клеток мозга электрическими импульсами, приходящими по нервным волокнам из улитки внутреннего уха. (см. "Наука и жизнь" № 10, 2006 г.). Более того, стало понятно, что и здоровое ухо с некоторыми отклонениями в слухе совместно с мозгом восприимчиво к расширению качественных характеристик, изначально заданных ему от рождения.

Томатис предложил лечить и корректировать нарушения слуха путем передачи в ухо внешних звуковых раздражителей от электроакустических вещателей. Он установил, что основные тоны (в интервале от 3000 до 8000 Гц) активизируют воображение, творческую активность, улучшают память, а среднечастотные (750-3000 Гц) уравновешивают мышечное напряжение, вносят успокоение.

Томатис пришел к выводу, что музыка обладает поистине мистической силой. Для реализации своих идей в области звуковой терапии он предложил использовать радиоаппаратуру, чтобы транслировать больному классическую музыку, содержащую высокочастотные звуки и гармоники таких инструментов, как скрипка, флейта, арфа, фортепьяно, кларнет и др. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По мнению Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор свободно использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.

Подобными музыке Моцарта были признаны григорианские песнопения, а также произведения И.-С. Баха, А. Вивальди, Г. Генделя, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Было подмечено, что оркестровые и камерные сочинения перечисленных композиторов, исполняемые в темпе один такт в секунду, оптимальны для музыкальной терапии.

Разработанная программа лечения предусматривала 20 или 40 посещений студии музыкальной терапии с двухчасовыми прослушиваниями рекомендованных "концертов". Новаторский подход в работе с пациентами заключался еще в том, что им разрешали заниматься лечением на дому с предварительной консультацией в стационаре. Больные могли по собственным ощущениям изменять время проигрывания лечебных мелодий, подбирать их по собственному вкусу.

Чудесный метод восстановления слуха с помощью коррекции функции собственного уха быстро получил признание и широкую известность. Методику проверяли в нейрофизиологических центрах медицинских академий и университетов разных стран, и повсюду она встречала одобрение. Через короткое время Томатису пришлось расширить клинику в Париже и пригласить помощников для приема увеличившегося потока пациентов. В дальнейшем институты и центры Томатиса открылись в крупных городах многих экономически развитых стран. Биографы Томатиса утверждают, что за время пятидесятилетней работы лично у него побывало на приеме около 100 000 пациентов. Звуковые "внушения", выправление слуха и дикции получили у него известные актеры Ф. Барди, Ж. Депардье и др. Помощники и близкие стали называть Томатиса "маэстро Моцарт" или "Эйнштейн звука".

Для практической реализации лечебного метода широко использовалась домашняя звуковая аппаратура: стационарные стереосистемы, музыкальные центры, радиолы и магнитолы, а также портативные аудиоплееры с выходом на громкоговоритель или головные телефоны. Лучшими наушниками считаются те, что имеют большие амбушюры. Воздушный объем внутри них, демпфируя звук, защищает ухо от неожиданных громких звуковых всплесков. Вся эта аппаратура и методика, используемая в лечебных целях, оказывают благотворное влияние и на совершенно здорового человека, слушающего музыку. Погружаться в слушание рекомендуется, выключив яркое освещение. Сочетание звука с телевизионным изображением, например прослушивание и просмотр оперного спектакля, может способствовать не только совместному лечебному регулированию функции уха и мозга, но и большему проникновению в музыкальное произведение.

В УТРОБЕ СО СТЕРЕОМУЗЫКОЙ


Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии - лечение музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же, что и для взрослых, - классическую музыку (однако без резких перепадов громкости), а также детские колыбельные песни.

Обобщив результаты тридцатилетних научных исследований и практики, Томатис в 1991 году выпустил книгу "Pourqoui Mozart?" ("Почему Моцарт?"). Пересказал ее и популяризировал метод Томатиса в 1997 году в книге "The Mozart effect" американский просветитель в области МТ Дон Кемпбелл (на русском языке книга "Эффект Моцарта" в переводе с английского вышла в 1999 году в белорусском издательстве "Попурри").

Специалисты провели множество инновационных исследований по проверке положительного влияния классической музыки (в частности, сочинений Моцарта) на различные аспекты жизни, помимо лечебной и театрально-концертной деятельности. Разработаны музыкальные программы из произведений для скрипки или фортепьяно с оркестром, симфоний, сонат, вокальных партий и др. Установлено, что такое музыкальное воздействие (эпизодическое, периодическое, фоновое) на человека повышает успеваемость в учебе, уменьшает количество ошибок при подготовке сложных текстов и редактировании их, повышает производительность труда.